Дорожные фонды

В последние годы по поручениям Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при активном участии руководителей регионов и депутатов Федерального Собрания Российской Федерации приняты беспрецедентные для Российской Федерации меры по созданию законодательной основы деятельности дорожного хозяйства.

Крупным шагом вперед стало законодательное закрепление принципа нормативного финансирования ремонта и содержания автомобильных дорог. Реализация этого принципа позволит привести состояние дорог в соответствие нормативным требованиям. Правительством Российской Федерации утверждены нормативы затрат на ремонт и содержание федеральных автомобильных дорог. Завершение перехода на 100-процентное нормативное финансирование ремонта и содержания автомобильных дорог федерального значения предусмотрено законодательством в 2014 году.

Соответствующие ассигнования предусмотрены Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов».

В целях решения проблемы приведения дорожной сети в нормативное состояние и реформирования системы финансирования дорожного хозяйства Федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 68-ФЗ внесены изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации и ряд других законодательных актов, предусматривающие создание системы дорожных фондов.

Основным источником наполнения дорожных фондов определены акцизы на автомобильное топливо. Законодательством Российской Федерации также установлена возможность привлечения значительного количества неналоговых источников. Для Федерального дорожного фонда в Бюджетном кодексе установлено 10 неналоговых источников. При создании региональных дорожных фондов субъекты Российской Федерации в принятые законодательные акты о создании региональных дорожных фондов включили более 32 различных неналоговых источников (Приложение 1).

При этом в соответствии с Бюджетным кодексом основными источниками формирования Федерального дорожного фонда на 2012 год являются базовый объем ассигнований из федерального бюджета в объеме 270,0 млрд. рублей и доходы федерального бюджета, полученные за счет акцизов на автомобильное топливо в размере 1 рубль за 1 литр с 1 января 2011 года, т.е. порядка 94 млрд.рублей.

Основными источниками формирования региональных дорожных фондов определены: объем доходов от акцизов на автомобильное топливо, ранее поступавших в доходы региональных бюджетов (по ставке более 2 рублей за литр) и дополнительные доходы этих бюджетов, полученные за счет дополнительного увеличения ставок акцизов на 1 рубль за 1 литр с 1 января 2012 года и транспортный налог.

Следует отметить, что особенностью стоимости топлива в Российской Федерации является то, что в цене 1 литра топлива доля акцизов не превышает 17% при почти 50% в Западной Европе.

Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 361-ФЗ в Бюджетный кодекс Российской Федерации внесен ряд новых положений, расширяющих источники формирования дорожных фондов и уточняющих возможность использования ассигнований региональных дорожных фондов для капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов.

В состав источников формирования дорожных фондов включены:

  • средства от уплаты неустоек, убытков, другие средства, связанные с неисполнением участниками торгов законодательства о закупках, и подрядчиками – условий государственных контрактов;
  • плата по соглашениям об установлении сервитутов на земельные участки в полосах отвода дорог для строительства и капитального ремонта объектов сервиса, установки рекламы, прокладки или переустройства коммуникаций.

В направления расходов дорожных фондов субъектов Российской Федерации включены:

  • проектирование и строительство подъездов с твердым покрытием до сельских населенных пунктов - не менее 5 % ассигнований дорожного фонда;
  • погашение задолженности по бюджетным кредитам на строительство, ремонт и содержание дорог – не более 20 % объема ассигнований дорожного фонда;
  • предоставление местным бюджетам бюджетных кредитов, а также субсидий, в том числе на 2012 и 2013 годы:
      • субсидии на капитальный ремонт и ремонт дорог населенных пунктов - не менее 5% ассигнований дорожного фонда;
      • субсидии на капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий, проездов к дворовым территориям населенных пунктов - не менее 5% ассигнований дорожного фонда.

В соответствии с прогнозами Минфина России создание дорожных фондов позволит уже в 2012 году сформировать дорожные фонды субъектов Российской Федерации общим объемом более 391 млрд рублей, а к 2014 году - более 531 млрд рублей, при фактическом объеме финансирования в 2010 году в размере немногим более 200 млрд рублей, и в 2011 году - 333,2 млрд рублей.

Федеральный дорожный фонд начал функционировать с 2011 года.

В 2011 году законодательными актами во всех субъектах Российской Федерации созданы региональные дорожные фонды субъектов Российской Федерации (Приложение 2).

Основные направления расходования средств Федерального дорожного фонда в 2012 году

Создание Федерального дорожного фонда позволило сформировать и начать реализацию задачи перехода к 2014 году к расходам на ремонт и содержание федеральной дорожной сети в соответствии с нормативами, утвержденными Правительством Российской Федерации и обеспечению в дальнейшем ликвидации допущенного в предыдущие годы недоремонта без снижения объемов строительства и реконструкции федеральных автомобильных дорог (Приложение 3).

В 2012 году предусматривается ввести в эксплуатацию после строительства и реконструкции 366,4 км федеральных автомобильных дорог, обеспечить капитальный ремонт и ремонт 5825,6 км.

На капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог федерального значения предусматривается направить 126,3 млрд. рублей.

На строительство и реконструкцию автомобильных дорог в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» направляется 259,8 млрд. рублей, в том числе:

  • автомобильных дорог федерального значения – 215,3 млрд. рублей;
  • софинансирование в форме субсидий автомобильных дорог регионального и местного значения – 44,5 млрд. рублей.

В соответствии с приоритетами, определенными на 2012-2014 годы, основные объемы финансовых ресурсов Федерального дорожного фонда направляются на строительство и реконструкцию автомобильных дорог, включенных в федеральные целевые программы:

  • ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)», подпрограммы «Автомобильные дороги» - 239,4 млрд. рублей, в том числе на реализацию мероприятий по организации и проведению XXII Олимпийских игр 2014 года – 33,4 млрд. рублей.
  • ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» - 12,0 млрд. рублей, в том числе на реализацию мероприятий по развитию г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе – 0,6 млрд. рублей.
  • ФЦП «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015 годы)» - 0,6 млрд. рублей.
  • ФЦП «Юг России (2008-2013 годы)» - 1,0 млрд. рублей.
  • ФЦП «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008-2012 годы» - 1,3 млрд. рублей.

Средства Инвестиционного фонда в сумме 5,55 млрд. рублей предусматривается направить на софинансирование проектирования и строительства платной скоростной автомобильной дороги Москва – Санкт-Петербург.

В рамках подпрограммы «Автомобильные дороги» 6,0 млрд. рублей предусматривается направить в форме субсидий на увеличение количества сельских населенных пунктов, обеспеченных постоянной круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования по дорогам с твердым покрытием.

По состоянию 10 января 2012 года согласовано с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и администрациями субъектов Российской Федерации распределение ассигнований Федерального дорожного фонда в объеме порядка 3,5 млрд. рублей, что позволит дополнительно соединить 165 сельских населенных пунктов и построить 368 км автомобильных дорог и 242 пог. м мостов и путепроводов (Приложение 4). Распределение оставшихся 2,5 млрд рублей ассигнований Федерального дорожного фонда планируется завершить в первом квартале 2012 года.

Распределение расходов по видам дорожных работ, участкам автомобильных дорог и вводимым километрам размещено на официальных интернет-сайтах Федерального дорожного агентства  и Государственной компании «Российские автомобильные дороги».

Предложения и замечания, связанные с расходованием средств Федерального дорожного фонда, выделенных на автомобильные дороги, находящиеся в ведении Федерального дорожного агентства, просьба направлять в Общественный Совет при Федеральном дорожном агентстве.

29.05.2015

Cводный годовой отчет об использовании бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда за январь-декабрь 2014 г., подготовленный в соответствии с Приказом Минтранса России от 5 марта 2013 г. № 68 «Об утверждении формы отчета об использовании бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда»