Конференция «Автомобильные дороги - инвестиции в будущее»

19 Ноября 2009

19 ноября 2009 г. в рамках Международного транспортного форума «Транспорт России: становление, развитие, перспективы» состоялась конференция «Автомобильные дороги - инвестиции в будущее».

Замминистра транспорта РФ Олег Белозеров поздравил участников конференции с 200-летием транспортного ведомства и образования на транспорте и рассказал в своем выступлении об этапах становления дорожного дела в России.

Точкой отсчёта начала дорожного строительства в советское время принято считать 4 июня 1945 года, когда было принято постановление Государственного комитета обороны «О строительстве шоссейных дорог для обеспечения автотранспортной связи между промышленными и областными центрами страны». Именно в этот период была создана основная магистральная сеть страны. Ежегодный ввод в эксплуатацию составлял 2 000 км магистральных и 5 000 км местных автомобильных дорог.

О.Белозеров подчеркнул, что импульс в развитии дорожного хозяйства на современном этапе дали решения Государственного совета и поручения Президента Российской Федерации во исполнение этих решений в Ярославле в 2006 году. По результатам Госсовета, объёмы финансирования отрасли в 2008 году были увеличены в 1,7 раза по сравнению с 2006 годом. В 2009 году эта сумма составила 312 млрд. рублей.

Замминистра сообщил, что в настоящее время приняты важные для дорожной отрасли документы: Федеральный закон об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации; Нормативы денежных затрат на ремонт и содержание автомобильных дорог; Федеральный закон о концессионных соглашениях; Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года; Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)».

О. Белозеров подчеркнул, что сегодня большое значение придаётся привлечению в дорожное хозяйство негосударственных инвестиций. В настоящее время подписаны с инвесторами 2 концессионных соглашения на строительство нового входа в г. Москву с автомагистрали М-1 «Беларусь» и участка скоростной автодороги Москва - Санкт-Петербург км 15 - км 58.

В целях привлечения кредитных ресурсов банков и средств облигационных займов создана Государственная компания «Российские автомобильные дороги». В настоящее время разрабатываются документы для обеспечения полноценного функционирования компании с 2010 года.

Замминистра поднял тему финансирования отрасли, которую поддержал в своем выступлении Мартин Шаккум - Председатель комитета ГосДумы по строительству и земельным отношениям. Он, в частности отметил, что финансирование дорожных работ порой отстает от реальных потребностей дорожников.

«Важным аспектом совершенствования системы управления будет являться переход на долгосрочные контракты», -- считает М. Шаккум.

Поддержав дискуссию по этому вопросу, участниками конференции было отмечено, что практика применения действующих договоров подряда показывает отсутствие у подрядчика заинтересованности к качественному исполнению договора, необходимость контроля со стороны заказчика всех этапов строительства и реконструкции объекта, а также подразумевает конфликт интересов между заказчиком и подрядчиком.

О. Белозеров отметил, что в целях урегулирования указанных проблемных вопросов будет разработана концепция применения долгосрочных контрактов, включающих проектирование, строительство (реконструкцию) ремонт и содержание автомобильных дорог, и план работы по ее реализации. На следующем этапе предполагается внесение изменений в действующие нормативные правовые акты и разработка новых.

Также на конференции активно обсуждалась тема перехода от лицензирования к саморегулированию в дорожной отрасли и создание саморегулируемых организаций (СРО). Широкое обсуждение вызвали вопросы вступления в СРО, уплата вступительных и страховых взносов. Участники конференции отметили, что создание СРО не только даст полномочия, но и возложит большую ответственность на руководителей дорожностроительных организаций.