Конференция «Развитие отечественного рынка авиаперевозок: вызовы и возможности»

19 Ноября 2009

19 ноября 2009 года в рамках Международного транспортного форума «Транспорт России: становление, развитие, перспективы» состоялась конференция «Развитие отечественного рынка авиаперевозок: вызовы и возможности».

В работе конференции принял участие Заместитель Министра транспорта РФ Валерий Окулов. В своем выступлении он затронул вопрос о планируемой Евросоюзом торговле квотами на авиационные выбросы. Схема, в том числе и предусмотренные ею финансовые обязательства, распространяются не только на местные авиакомпании, но и на все остальные, летающие в страны ЕС. В то же время международная организация гражданской авиации ICAO настаивает, что любые меры по борьбе с парниковым эффектом в авиации должны носить глобальный характер и вводиться с согласия всех участников мирового авиатраспортного рынка, а не отдельными группами стран.

«ICAO считает, что для сокращения эмиссии парниковых газов от авиации стоит использовать меры разного рода, в том числе и рыночные меры, -- сказал В. Окулов. -- К рыночным мерам относится и торговля квотами. Но одним этим рыночные меры не исчерпываются».

По его мнению, ведущая роль по формированию этой корзины мер в мировой отрасли авиаперевозок, включая и торговлю квотами, должна оставаться за ICAO. Руководство ICAO должно выработать этот механизм путем создания рабочих групп, а также консультаций как со странами-членами организации, так и с другими международными организациями, которые имеют статус наблюдателей при ней, такими, как IATA, Airports Council International, например. Первоочередным ключевым мероприятием ICAO считает выработку формата предоставления объективной статистической информации по тому объему эмиссии парниковых газов, который приходится на гражданскую авиацию. Звучат оценки, что доля авиации от общей эмиссии парниковых газов в результате человеческой деятельности равняется 2%. Эта цифра – экспертная оценка, которую ориентировочно дают целый ряд экологических институтов. ICAO сегодня также исходит из этих данных.

«Ставится задача, чтобы эта доля не увеличивалась. Надо определить, какие меры регулятивного и технического характера, какие меры по организации воздушного движения следует принять, чтобы гражданская авиация в будущем не вышла за рамки этой, сформировавшейся на сегодня, доли. Кроме того, ставится амбициозная задача по сокращению парниковых выбросов авиации на 2% в год», -- заявил Замминистра. Он подчеркнул, что речь здесь идет не об абсолютных величинах выбросов, но об удельных.

С докладом об инновационном принципе деятельности аэронавигационного комплекса выступил Руководитель Федеральной аэронавигационной службы Министерства транспорта Российской Федерации Александр Нерадько.

«Рекомендуемые ICAO процедуры перехода к системе автоматического зависимого наблюдения, накопленный отечественный опыт и инновационные разработки российской промышленности настоятельно диктуют необходимость ускорения модернизации аэронавигационного комплекса страны, его интеграции в мировую аэронавигационную систему», -- заявил А. Нерадько.

В настоящее время в США и Европейском Союзе разрабатываются принципы согласования действий и координации планов внедрения американской и европейской систем с обязательным условием их функциональной совместимости. В этой работе активное участие принимают представители авиационных властей и эксперты из Китая, Японии, Мексики, Канады и Индии. Действующий Меморандум о сотрудничестве между Росаэронавигацией и Администрацией гражданской авиации Королевства Швеция заложил основы реализуемого международного проекта «Балтика – автоматическое зависимое наблюдение». Авиакомпании ОАО «Аэрофлот – Российские авиалинии» и SAS участвуют в создании и апробации бесшовного маршрута с использованием вещательного автоматического зависимого наблюдения Стокгольм - Санкт-Петербург - Москва.

Переход к использованию в сфере аэронавигационного обслуживания перспективных наземных, бортовых и спутниковых средств и систем управления воздушного движения позволит оптимизировать возможности навигации, связи и наблюдения - основных механизмов организации воздушного движения, свести к минимуму риски опасных сближений воздушных судов и предотвращать связанные с этим фактором авиационные происшествия.

В 2006-2008 годах специалисты Росаэронавигации разработали «Концепцию развития систем связи, навигации и наблюдения для организации воздушного движения Российской Федерации» и «Техническую архитектуру Аэронавигационной системы Российской Федерации». В основе этих документов заложены планы поэтапного внедрения и создания единой системы автоматического зависимого наблюдения с целью комплексного решения задач повышения безопасности и эффективности функционирования Единой системы организации воздушного движения. На ближайшую перспективу предполагается развитие пробных проектов, введение инноваций по регионам и, наконец, создание единой системы.

«Инновационные технологии существенно повышают характеристики поля наблюдения на маршруте и в зоне аэродрома, оптимизируют наблюдение за воздушными судами авиации общего назначения, в том числе на малых и предельно малых высотах, а также наблюдение беспилотных летательных аппаратов, -- сказал А. Нерадько. -- Автоматическое зависимое наблюдение выводит на новый качественный уровень проведение поисково-спасательных операций, наблюдение воздушной обстановки непосредственно на борту воздушных судов, наблюдение воздушных судов и автотранспорта в аэропорту в сложных метеоусловиях, предупреждение экипажа об опасном сближении с другими воздушными судами и землей. При этом вещательное автоматическое зависимое наблюдение позволяет автоматически передавать с борта воздушного судна сообщения (координаты и другую необходимую информацию) всем оборудованным потребителям, в том числе центрам управления воздушным движением, соседним воздушным судам, а также аэродромным автотранспортным средствам».

В системах связи в отношении многих аспектов управления воздушного движения будет осуществлен переход от использования речевой связи к передаче цифровой информации, что наряду с использованием систем определения местоположения ГЛОНАСС - GPS повысит качество навигации и наблюдения и, как результат, качество аэронавигационного обслуживания от «перрона» до «перрона».

Запланированные этапы полета воздушного судна будут определяться группой 4-мерных точек, включающих три пространственных измерения и время для каждого этапа полета от взлета до посадки, в том числе этап маневрирования воздушного судна на земной поверхности аэродрома. Обмен цифровой информацией, осуществляемый в режиме «машина-машина», позволит определить наиболее выгодную траекторию полета, учитывающую намерения эксплуатанта воздушного транспорта и возможности системы управления воздушного движения. Предполагается представление метеорологической и аэронавигационной информации в цифровой форме, обеспечение потребностей пилотов и диспетчеров в реальном времени.

Принцип организации полетов на основе расчета траекторий позволит снизить количество задержек авиарейсов к 2018 году на 35-40%, повысить пропускную способность аэропортов. Авиаперевозчики получают возможность экономии авиационного топлива, его потребление существенно сократится. Внедрение новейших технологий позволит минимизировать негативное влияние авиации на окружающую среду. Спрямленные маршруты, более эффективные заходы на посадку и вылеты в зоне аэродрома уменьшают эмиссию углекислого газа и уровень шумов авиационных двигателей.

Новые возможности и преимущества, связанные с внедрением инновационных технологий, возможны только при условии оснащения соответствующими аппаратными и программными средствами, как центров управления воздушного движения на земле, так и воздушных судов.

«Тенденции развития мировой практики аэронавигационного обслуживания будут уже в обозримой перспективе развиваться по принципу предоставления наиболее качественного аэронавигационного обслуживания воздушным судам, оснащенным современным оборудованием», -- заявил А. Нерадько.