Доклад Министра транспорта РФ Максима Соколова в Государственной Думе РФ в рамках Правительственного часа «О состоянии транспортного комплекса и основных направлениях его развития» 13 апреля 2016 года

13 Апреля 2016

Уважаемый Сергей Евгеньевич!

Уважаемые депутаты!

Как и для всей страны 2015 год был для транспортного комплекса непростым годом. Внешние неблагоприятные экономические и политические факторы отразились и на нашей отрасли. Однако команда транспортников сделала все возможное, чтобы обеспечить устойчивую работу всех видов транспорта и дорожного хозяйства, а также их развитие.

2015 год - это год 70-го юбилея Великой Победы! На плечи транспортников была возложена ответственная задача по транспортному обеспечению проводимых мероприятий и перевозки ветеранов войны на праздничные мероприятия, с которой мы достойно справились!

Результаты нашей работы в прошлом году позволяют сегодня уверенно говорить, что транспорт является одним из важнейших элементов экономической и социальной стабильности в стране.

По итогам года доля транспортного комплекса в валовом внутреннем продукте страны превысила 5 %. Инвестиции в основной капитал составили почти 10 % от общего объема инвестиций в экономику. Количество работающих в отрасли составило почти 6 % от количества всех занятых в стране.  

Экспорт транспортных услуг стал одной из важнейших составных частей экспорта всех услуг Российской Федерации и, по предварительной оценке, составил около 30 % от общего объема, превысив отметку в 14 млрд. долларов США.

Это выше показателей экспорта угля и удобрений, а также составляет около 70 % от экспорта черных металлов и более 30 % от экспорта природного газа.

Среднемесячная заработная плата работников крупных и средних предприятий в отрасли составила более 42 тыс. рублей, что почти на 26 % выше средней зарплаты по стране.

Объем коммерческих перевозок грузов сократился примерно на 2,5 % к уровню 2014 года, что обусловлено в основном снижением объемов строительного сектора и импорта товаров.

Кризисные явления повлияли и на объем перевозок пассажиров, он снизился чуть более чем на 2,5 % к уровню 2014 года.

В прошлом году мы сконцентрировали свою работу на повышении доступности и качества транспортных услуг для населения, обеспечении стабильной и безопасной работы инфраструктуры, а также на реализации проектов, устраняющих инфраструктурные ограничения.

Теперь позвольте более подробно рассказать о результатах нашей работы.

Начну с дорожного хозяйства. В прошедшем году расходы на строительство и реконструкцию федеральных автомобильных дорог были существенным образом сокращены. Они составили порядка 179 млрд. руб., что почти на 25 % меньше показателя 2014 года.

Несмотря на это, нами было введено более 420 км дорог, в том числе, более 50 км скоростных, завершена реконструкция 12-ти мостовых сооружений, построено около 260 км линий электроосвещения, установлено 55 км барьерных ограждений. Более 25 % построенных участков были введены в эксплуатацию досрочно.

Хочется отметить: завершение первого этапа строительства обхода поселка Тарасовка на дороге М-8 «Холмогоры», ввод в эксплуатацию участков автомобильных дорог «Сортавала», «Лена», «Уссури», «Вилюй», подъезда к морскому порту «Усть-Луга» и путепровода на пересечении Московского малого кольца с киевским направлением Московской железной дороги.

На трассе «Кавказ» введен в эксплуатацию «Рокский» тоннель длиной почти 4 км и участки протяженностью более 50 км, включая обходы г. Пятигорска в Ставропольском крае и г. Гудермеса в Чеченской Республике.

После ремонта и капитального ремонта за прошлый год введено в эксплуатацию около 9 тыс. км федеральных автомобильных дорог. По итогам 2015 года уже более 64 % от их протяженности соответствуют нормативным требованиям, при том, что годом ранее этот показатель составлял менее 53 %.

По данным официальной статистики ГИБДД общее количество дорожно-транспортных происшествий на федеральных дорогах, в которых дорожные условия отмечены как сопутствующий фактор, за год снизилось почти на 7 %, число погибших в таких ДТП уменьшилось на 10,4 %, количество раненых в ДТП снизилось на 7,3%.

Также в 2015 году мы перешли к практической реализации поставленной Правительством задачи по введению Системы взимания платы в счет вреда, причиняемого транспортными средствами разрешенной массой свыше 12 тонн, которая решает задачи по уменьшению нагрузок на федеральные трассы и созданию справедливой конкуренции между перевозчиками в интересах конечных потребителей – наших граждан. Введение Системы – это первый шаг к переходу на цивилизованный принцип эксплуатации транспортной инфраструктуры «пользователь платит», а также переход к балансу всей транспортной системы – оптимизируются грузопотоки, используется потенциал всех видов транспорта, в том числе внутренние водные пути.

Слаженные действия и оперативное реагирование на запросы пользователей позволяют говорить о том, что сегодня «Платон» работает в штатном режиме. На сегодняшний день в Системе зарегистрировано 614 720 транспортных средств (еще 75 672 ТС осуществляют поездки посредством разовых маршрутных карт или находятся в стадии предоставления документов). Системой собрано 6,046 млрд.руб., из них 5,425 млрд.руб. уже перечислено в федеральный бюджет. Эти и последующие поступления от системы «Платон» будут в полном объеме направлены на реализацию региональных проектов.

Уважаемые депутаты!

Содержание и развитие региональных и местных дорожных сетей, поддержка регионов в этой нелегкой работе, всегда находится в фокусе нашего внимания и является одной из наших приоритетных задач.

Необходимо отметить существенное увеличение объемов и направлений предоставления межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации на дорожное хозяйство. В 2015 году на эти цели было направлено 147 млрд. рублей, что более чем в 2,5 раза больше выделенных в 2014 году средств.

Часть трансфертов в размере более 60 млрд. руб. целенаправленно предназначалась для выполнения региональных программ по решениям Правительства.

Поддержка из средств федерального бюджета позволила завершить в течение года строительство и реконструкцию участков автомобильных дорог регионального и местного значения общей протяженностью около 3 тыс. км.

Наиболее значимыми из завершенных в прошлом году региональных проектов являются: четвертый мост через реку Енисей в Красноярске, а также мостовой переход через судоходный канал в г. Балаково Саратовской области.

Особо хочу отметить еще один региональный проект – мостовой переход через реку Надым в Ямало-Ненецком автономном округе, являющийся одним из важнейших участков проекта «Северного широтного хода». В прошлом году открыто движение по его автомобильной части, в этом году планируется открытие железнодорожной части.

За счет субсидий из федерального бюджета построены и реконструированы подъезды с твердым покрытием к 176 сельским населенным пунктам, а также 24 объектам сельскохозяйственного производства общей протяженностью более 380 км.

Безусловно, знаковым событием для всей страны стало начало работ по строительству транспортного перехода через Керченский пролив. За год был выполнен огромный комплекс подготовительных и проектно-изыскательских работ, завершено строительство первого Рабочего моста длиной 1 243 м, начаты работы по устройству еще 2 рабочих мостов длиной 1 814 м и 2 134 м. Уже в феврале этого года подрядчик приступил к выполнению основных строительно-монтажных работ. И вчера, 12 апреля, возведена первая опора моста через Керченский пролив.

Уважаемые депутаты!

2014 и 2015 годы стали рекордными по объемам перевозок пассажиров за всю историю российской гражданской авиации – ежегодно перевозилось более 90 млн. пассажиров.

Закрытие воздушного сообщения с Украиной, Турцией и Египтом, уход с рынка второй по величине авиакомпании «Трансаэро» оказали влияние на отрасль, но не такое сильное, как можно было ожидать. Объем перевозок сократился примерно на 1 %.

Полностью были выполнены обязательства перед 2 млн. пассажирами авиакомпании «Трансаэро». Мировая авиация не знает таких примеров! Это была уникальная по своей четкости и организованности программа действий.

На воздушном транспорте наиболее ярко проявились результаты нашей работы по обеспечению доступности транспортных услуг. Реализация пяти программ субсидирования, в том числе на социально значимых маршрутах, позволило с использованием мер государственной поддержки за год перевезти 1,5 млн. пассажиров.

Всего субсидировалось порядка 300 маршрутов. На эти цели из федерального бюджета были выделены средства в размере более 9 млрд. рублей.

По итогам года на долю перевозок на внутренних воздушных линиях приходится уже 57 % от всего авиационного трафика, при том, что в 2012 году на них приходилось лишь 47 %.

Всего на внутренних воздушных линиях в прошлом году было перевезено более 52 млн. пассажиров, что почти на 14 % больше чем годом ранее. Также существенно - на 6,5 % возрос объем перевозок на местных воздушных линиях.

По результатам реализации программ субсидирования мы считаем, что данное направление государственной поддержки необходимо развивать и дальше, в том числе в целях сохранения маршрутной сети в удаленных и труднодоступных регионах. Мы также призываем регионы к активному участию в формировании таких программ и софинансированию маршрутов.

Еще одной мерой поддержки стало снижение по инициативе Правительства ставки НДС на внутренние перевозки с 18 до 10 %. Эта мера показала свою эффективность.

Принятие закона о невозвратных тарифах создало предпосылки к появлению низкобюджетного перевозчика - «Авиакомпании «Победа». В прошлом году в среднем тарифы этой авиакомпании были на 60 % ниже, чем у других авиакомпаний, что обеспечило ей пятую позицию рейтинге авиаперевозчиков России. По итогам 2015 года «Победа» перевезла более 3 млн. пассажиров.

Обеспечить рост перевозок невозможно без планомерной работы по строительству и реконструкции аэропортовой и аэродромной инфраструктуры. В прошлом году наши усилия были сосредоточены в аэропортах Дальневосточного федерального округа, Байкальского региона, Арктической зоны, а также городов, принимающих чемпионат мира по футболу.

В рамках подготовки к проведению встреч глав государств и правительств БРИКС и ШОС был открыт новый международный терминал аэропорта Уфы.

Завершена реконструкция аэродромных комплексов в городах Абакане, Архангельске, Игарке, Минеральных Водах, Владикавказе и Махачкале, а также взлетно-посадочной полосы в аэропорту г. Волгограда.

Введены в эксплуатацию новый арктический аэропорт в поселке Сабетта, пассажирский терминал в аэропорту Самары, а также здание аэровокзального комплекса «Пулково-1» после реконструкции. Эти проекты были реализованы без привлечения бюджетных средств.

В целях сохранения и развития наземной аэропортовой инфраструктуры труднодоступных и северных территорий реализуется программа субсидирования 7 федеральных казенных предприятий, включающих в себя 66 региональных и местных аэропортов и 15 посадочных площадок.

Несмотря на неблагоприятную экономическую ситуацию
по результатам 2015 года на железнодорожном транспорте объем перевозок грузов составил более 1 млрд. 200 млн. тонн, что всего на 1 % ниже показателя 2014 года.

Построено почти 120 км дополнительных главных путей и новых железнодорожных линий, капитальный ремонт и реконструкция выполнены почти на 5 тыс. км железнодорожных путей.

В рамках масштабной модернизации БАМа и Транссиба ведутся строительно-монтажные работы на более чем 480 объектах. Еще по 383 объектам выполняются проектно-изыскательские работы.

Открыто рабочее движение к столице Якутии на участке Томмот – Нижний Бестях. Продолжается расширение и модернизация участков: Междуреченск-Тайшет, обеспечивающего выход из Кузбасса на Транссиб и развитие подходов к портам Балтийского залива Выборг-Приморск-Ермилово.

Для обеспечения железнодорожного сообщения с Крымом и прироста перевозок в сторону портов Азово-Черноморского бассейна продолжается строительство вторых главных электрифицированных путей от Волгограда до Краснодара с обходом Краснодарского узла. Ведется строительство железнодорожных подходов к Керченскому переходу как с Таманской, так и с Крымской стороны.

Открыто рабочее движение на новой линия Нарын - Лугокан в Забайкальском крае.

Ускоренными темпами идёт реконструкция и развитие Малого кольца Московской железной дороги. Услугами дороги смогут воспользоваться не менее 250 млн. пассажиров в год.

Подписан меморандум с нашими китайскими партнерами по проекту ВСМ Москва – Казань. Начато проектирование трассы, которая пройдет по территории 7 субъектов России, общая численность населения которых около 30 млн. человек.

Пригородные железнодорожные перевозки, на которые приходится более 90% объема перевозок пассажиров железнодорожным транспортом, занимают важную роль в транспортном обеспечении большинства регионов России.

В прошлом году с целью оказания поддержки регионам Российской Федерации установлен льготный, фактически - нулевой инфраструктурный тариф. И с Вашей поддержкой, уважаемые депутаты, внесены изменения в Налоговый кодекс, предусматривающие установление нулевой ставки по НДС по пригородным железнодорожным пассажирским перевозкам. В результате объем федеральной поддержки в прошлом году составил порядка 42 млрд. рублей. Хочу обратить внимание на то, что такой уровень прямой федеральной поддержки достигнут впервые за всю историю пригородных перевозок.

Несмотря на принятые на федеральном уровне меры, по итогам 2015 года выпадающие доходы пригородных пассажирских компаний сложились в размере 12,2 млрд. рублей.

При этом субъектами Российской Федерации, в чьих полномочиях и ответственности находятся пригородные перевозки, и кто является их фактическим заказчиком, а также принимает решение об уровне тарифов для населения, перечислено только 9,8 млрд. рублей.

В текущем году уровень федеральной поддержки сохранен в полном объеме - более 40 млрд., хотя для этого пришлось перераспределить федеральные средства с инвестиционных проектов. Вместе с тем и в этом году не во всех регионах полностью решены вопросы пригородных перевозок.

В дальнем следовании продолжено субсидирование перевозке пассажиров в плацкартных и общих вагонах, а также в направлении Калининграда. Сохранены льготные условия проезда для школьников и студентов.

Следует отметить, что в декабре прошлого года, опять же, при вашей активной поддержке принят федеральный закон, предусматривающий ставку НДС в размере 10 % на перевозки пассажиров и багажа в дальнем следовании. Это позволило снизить потребность в субсидиях из федерального бюджета на данные перевозки почти на 9 млрд. рублей, а также дало возможность Федеральной пассажирской компании закупить новые вагоны на сумму более 10 млрд. рублей.

Я хотел бы поблагодарить Вас, уважаемые депутаты, за системную поддержку в таком социально значимом вопросе, как пассажирские перевозки.

Значительную роль в повышении конкурентоспособности транспортной системы страны играют морские порты. В прошлом году объем перевалки грузов в морских портах страны увеличился почти на 6 % по сравнению с 2014 годом, и составил около 680 млн. тонн.

Прирост перегрузочных мощностей морских портов страны составил более 23 млн. тонн за счет ввода в эксплуатации 1 - ой очереди многофункционального перегрузочного комплекса Бронка, рейдового перегрузочного комплекса в порту Мурманск и реконструкции причалов в порту Анадырь.

Продолжались мероприятия по развитию инфраструктуры в морских портах: Мурманск, Сабетта, Калининград, Большой порт Санкт-Петербург, Усть-Луга, Петропавловск-Камчатский, Ванино, Восточный, Новороссийск, Тамань, Темрюк.

Объем перевозок через порты и пункты в акватории Северного морского пути в прошлом году составил около пяти с половиной млн. тонн грузов.

За 2015 год Администрацией Северного морского пути выдано 715 разрешений на плавание в акватории Северного морского пути, в том числе 126 судам под иностранным флагом. В прошлом году Правительством утвержден Комплексный проект развития Северного морского пути.

Продолжается обновление нашего ледокольного флота. В прошлом году он пополнился двумя дизель-электрическими ледоколами нового поколения «Владивосток» и «Мурманск». Еще одним пополнением стал ввод в эксплуатацию трех многофункциональных аварийно-спасательных судов.

Наша работа по стимулированию регистрации судов под национальным флагом позволило довести их количество до 904. Ожидается, что еще 150 судов после окончания строительства поднимут флаг России.

Безусловно, мы еще не в полной мере используем такой естественный транспортный потенциал как внутренние водные пути. Работа в этом направлении была активизирована. В результате
в феврале текущего года Правительством утверждена Стратегия развития внутреннего водного транспорта. Навигация уже второй год подряд проходила в условиях низкой водности во всех бассейнах, особенно в Волжском и Азово - Донском. Результатом этого явилось введение ограничений по осадке судов и, как следствие, снижение объема перевозок грузов до 120 млн. тонн, что на 23 млн. тонн меньше в сравнении с полноводным 2012 годом.

Принятые уже в текущем году Государственной Думой изменения в Кодекс внутреннего водного транспорта, позволят в предстоящую навигацию упростить процедуру принятия решений об ограничении судоходства в связи с маловодностью.

В полном объеме доставлены грузы в рамках Северного завоза. Завершено строительство Кузьминского гидроузла на реке Оке.

Среди крупных введенных объектов также можно отметить реконструкцию гидросооружений Беломорско-Балтийского канала, Камского бассейна, Волховского шлюза.

В настоящее время в Государственной Думе находится законопроект, в рамках которого регионам будет дано право инициативно расширять географию перевозок грузов и пассажиров речным транспортом, а также участвовать в софинансировании содержания внутренних водных путей федерального и регионального значения. Это позволит сбалансировать бюджетные обязательства по обеспечению внутреннего судоходства.

Прошу депутатов Государственной Думы поддержать этот весьма важный для отрасли проект!

Количество пассажиров, перевезенных в 2015 году автомобильным и городским электрическим транспортом, составило чуть менее 18 млрд. человек. Это примерно 94 процента от общего объема пассажирских перевозок.

В июле 2015 г. был принят давно ожидаемый и крайне необходимый как органам власти, так и перевозчикам Федеральный закон № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации». Надеемся, что реализация принятого закона позволит получать нашим гражданам безопасные и качественные услуги по перевозке, а автомобильный и городской пассажирский транспорт общего пользования составит достойную конкуренцию личным автомобилям.

Примером проектного подхода к вопросам комплексного развития транспортной инфраструктуры является проводимая нами работа по развитию Московского и Санкт-Петербургского транспортных узлов.

В прошлом году состоялось открытие нового Свияжского мультимодального логистического комплекса в Республике Татарстан.

Уважаемые депутаты!

Трагические события с пассажирами рейса авиакомпании «Когалымавиа» и членами экипажа грузового самолета авиакомпании «Волга-Днепр», ставшими жертвами бесчеловечных актов агрессии со стороны террористов, а также недавние теракты в Брюссельском аэропорту и метро, еще раз напоминают нам о необходимости сделать все возможное для обеспечения безопасности и сохранения жизни и здоровья наших граждан на транспорте. В условиях растущих транспортных потоков и возможностей террористической угрозы безусловным приоритетом остаются вопросы комплексной безопасности транспорта Российской Федерации.

В Министерстве создана и функционирует Единая государственная информационная система обеспечения транспортной безопасности, продолжается работа по категорированию, утверждению оценок уязвимости и планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Особое внимание уделяется обеспечению транспортной безопасности при строительстве транспортного перехода через Керченский пролив.

Подготовлен перечень приоритетных мероприятий по обеспечению безопасности при перевозках болельщиков в рамках проведения международных спортивных мероприятий в 2017-2018 годах.

Осуществление мер по обеспечению комплексной безопасности позволило снизить число актов незаконного вмешательства на объектах транспортного комплекса почти в 4,5 раза, что привело в целом к снижению происшествий на единицу транспортных средств в 2015 году на 13 % к уровню 2014 года.

Принимаемые меры по профилактике авиационных событий позволили закрепить тенденцию к снижению частоты и тяжести авиационных происшествий в коммерческой авиации.

Межгосударственный авиационный комитет признал прошлый год самым безопасным с 1991 года. Наша система обеспечения безопасности полетов в 2014-2015 годах успешно прошла аудит Международной организации гражданской авиации (ИКАО), который показал, что система функционирует на приемлемом уровне, а показатели всех ее критических элементов превышают среднемировые результаты проверок.

Достижение поставленных целей отраслью невозможно без реализации комплекса мер государственного регулирования. В прошлом году Президентом страны было подписано 18 Федеральных законов в сфере транспорта. Во многом этот результат стал возможен благодаря конструктивному рассмотрению законопроектов Государственной Думой. Хочу поблагодарить Вас за такую плодотворную работу!

Проведена большая работа по разработке нормативных правовых актов в сфере обеспечения доступности транспортных услуг для инвалидов.

Особое внимание мы уделяем инновационному и научно - техническому аспекту развития отрасли. И здесь есть чем гордиться!

Наша целенаправленная работа по развитию технологий ГЛОНАСС, в том числе по созданию национальной системы экстренного реагирования «ЭРА-ГЛОНАСС», позволили создать новую высокотехнологичную навигационную отрасль страны, а России стать одним из мировых лидеров в сфере гуманного применения спутниковых технологий.

Теперь позвольте коротко рассказать о наших планах на этот год.

Основными приоритетами для нас остаются: сохранение доступности, качества и безопасности транспортных услуг для населения, а также стабильная и безопасная работа транспортной инфраструктуры.

В дорожном хозяйстве мы ведем работу по приведению в нормативное состояние федеральных трасс, а также дорожной инфраструктуры к Чемпионату мира по футболу.

Продолжается строительство транспортного перехода через Керченский пролив и участков транспортного коридора «Европа – Западный Китай», в том числе ЦКАД и трассы М-11 Москва-Санкт-Петербург.

На воздушном транспорте планируется ввести в эксплуатацию аэропорт «Раменское» Московского авиаузла, способный обслуживать до 3 млн. пассажиров, и начать строительство нового терминала аэропорта «Симферополь», который позволит обслуживать более 7 млн. пассажиров в год.

Продолжается масштабная модернизация аэропортов в Нижнем Новгороде, Калининграде, Воронеже, Волгограде, Петропавловске-Камчатском, Норильске, Нижнекамске, Ульяновска, Хабаровске, Воронеже, Якутске, а также строительство новых аэропортов в Саратове и Ростове-на-Дону.

На железнодорожном транспорте в настоящее время реализуется беспрецедентное в постсоветской истории количество проектов по развитию инфраструктуры. В период с 2016 по 2020 годы будет введено порядка 2 500 километров новых линий и дополнительных главных путей.  

На морском транспорте ведется работа по увеличению количества судов под российским флагом, развитие морских портов Оля, Тамань и Сабетта, а также инфраструктуры Северного морского пути.

Реализуются комплексные транспортные проекты по развитию Мурманского транспортного узла, станции «Находка-Восточная» и Новороссийска.  

В заключении еще раз хочу поблагодарить все фракции и комитеты Государственной Думы, особенно наших коллег из Комитета по транспорту, за конструктивный подход к вопросам развития такой важной отрасли как транспорт, за поддержку наших инициатив и согласованную работу.

Хочу от имени своих коллег и от себя лично заверить, что на любые экономические и политические вызовы времени транспортная отрасль готова достойно ответить и выполнить все стоящие перед ней задачи!

Благодарю Вас за внимание и готов ответить на ваши вопросы.


  • Рейтинг новости: 5
  • Всего голосов:
    1
  • Проголосовать:
    • (Плохо)
    • (Отлично)
  • Ваша оценка: 4